Методическая копилка

 

Занятие кружка по теме: Мозг. Функции мозга.

Сулим Наталья Алексеевна,

руководитель клуба интеллектуального

развития «Эрудит» школы № 48

 

 

Цель занятия: Продолжить процесс самопознания с целью формирования устойчивой потребности в развитии интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи занятия:

  • Дать представление о бинарности мозга, о функциях полушарий головного мозга. Развести понятия "мозг" и "ум".

  • В процессе тренинга определить склад личности (левополушарный или правополушарный), показатель творческих способностей, выявить уровень владения творческим мышлением.

  • Продолжить формирование качеств ума (умения сопоставлять и анализировать, делать выводы) и личностных качеств (объективности в оценке собственной личности, самостоятельности в принятии решений, уважительного отношения к окружающим)

Участники: ученики 7 класса

Оборудование: тетради для занятий по теории, бланки с тестовыми заданиями, секундомер.

Ход занятия:

Эпиграф: Ваш мозг обширнее небес,

Попробуйте сравнить:

Он может с легкость весь мир

И вас в себя вместить.

Э. Дикинсон, американская поэтесса

1) Организационный момент.

2) Работа по теме занятия.

1. Мозг и его возможности.

Мозг каждого человека создан по индивидуальному проекту. Он уникален. Такого нет больше ни у кого. И он полностью оснащен всем, что может понадобиться в жизни. Единственное, что нам не хватает это знания о том, как правильно его "эксплуатировать": как применять мозг, как максимально использовать все его возможности и как заставить его делать именно то, что надо.

Конечно, задача эта трудная. Особенно если учесть, что мозг имеет неограниченные возможности. А это значит, что он ... и мы под его руководством способны сделать все, что угодно!

Единственное, что ограничивает возможности мозга - это рамки, которые мы сами устанавливаем. Мозг имеет объем всего лишь около тысячи кубических сантиметров - не больше грейпфрута - но в нем заключается огромная сила. Нужно лишь попытаться раскрыть свои настоящие таланты и способности.

2. Устройство головного мозга. Функции полушарий. Склад личности.

У человека много парных органов: глаза, уши, ноги, легкие, почки, мозг. Да, и мозг тоже. У нашего мозга две части: левое полушарие и правое полушарие. Они соединены между собой двумя толстыми пучками нервов, спрятанных в так называемом мозолистом теле. Эти пучки по сути дела играют роль целой сети каналов для обмена информацией между полушариями. Ученые установили, что они передают около 4 миллиардов сигналов в секунду.

Мозолистое тело оказало науке большую услугу при изучении функций каждого полушария. В течение многих лет нейрохирурги тщательно обследовали людей, мозг которых был травмирован в результате несчастного случая или инсульта. Некоторые из них теряли дар речи, у некоторых была парализована одна их сторон тела. Изучая таких больных, ученые пытались выяснить, какие части мозга отвечают за определенный вид умственной деятельности или конкретную функцию организма Они пришли к выводу, что левая сторона мозга управляет правой стороной тела человека, а правая — левой.

Американские ученые пришли к выводу, что если перерезать мозолистое тело, можно "запереть" болезнь в одном полушарии, чтобы второе могло работать нормально, и провели ряд таких операций у пациентов, больных эпилепсией. В 1960 году ученый Роджер Сперри исследовал людей, перенесших такую операцию, и заметил интересную особенность. Больной с "расщепленным" мозгом мог держать предмет в правой руке и назвать его. Но когда он брал тот же предмет в левую руку, он мог описать его, но назвать не мог! Кроме того, такие пациенты могли писать правой рукой, но не могли рисовать. Левой рукой они рисовали, но не могли написать ни одного слова.

Из исследований Сперри напрашивался вывод, что каждая половина мозга имеет разные свойства и способности. Левая сторона - логическая, аналитическая, используется для решения задач, которые требуют употребления слов. Правая сторона воспринимает вещи в целом, а не по отдельным деталям, и больше задействована в творческих процессах.

С тех пор людей характеризуют как "левополушарных" (логический склад мышления) и "правополушарных" (творческий склад мышления).

Но наука о мозге на самом деле гораздо сложнее. В исследованиях и теориях последнего времени главное внимание уделяется "обоеполушарности".

В любом случае, если задуматься над тем, как работает мозг, можно больше узнать о складе личности.

(Тест № 1 "Кто вы по складу: "левополушарный" или "правополушарный?"). Заполните бланк записи общих результатов.

Если вы правополушарный, значит ли это, что вы никогда не бываете логичны? Если вы левополушарный, значит ли, что вы лишены творческого начала? Нет, конечно! Просто одно полушарие у вас преобладает над другим. Это просто особенность вашего склада личности.

3. Мозг и ум.

Часто понятия "мозг" и "ум " используются как синонимы. Однако это не одно и то же.

Мозг - это часть нервной системы позвоночных организмов, являющаяся мыслительным органом и координирующая нервную деятельность; он состоит из нервных тканей и волокон, и Другими словами, мозг - это "начинка" в нашей голове, которая думает и управляет всеми функциями организма. Это вещь, которую можно взвесить, измерить, рассмотреть и изучить. Вес мозга шестимесячного ребенка, например, составляет половину от веса мозга взрослого человека, а пятилетнего - уже 9/10. С течением времени мозг человека становится все больше. Ваш мозг примерно на 200 г массивнее, чем мозг ваших прадедушек и прабабушек, когда они были в вашем возрасте. Вес самого большого нормального человеческого мозга из известных науке составлял 2011 г и принадлежал Тургеневу (его мозг был тяжелее мозга современных ему мужчин в среднем на 400 г).

А что же такое ум? Ум это часть личности человека, с помощью которой он чувствует, воспринимает впечатления, думает, желает, а главное - рассуждает. Его нельзя ни взвесить, ни измерить. Это вещь не материальная.

Как же соотносятся между собой мозг и ум? Можно ли говорить о прямопропорциональной зависимости веса мозга и "количества" ума? Оказывается, нет. На основании чего же тогда говорят об уме человека?

Вероятно, вы слышали о показателе умственного развития, который часто называют просто IQ (Ай-Кью) - аббревиатура от английского Intelliqence Quotient. Считается, что с его помощью можно приблизительно оценить, кто умнее.

Попробуйте определить свой показатель творческих способностей. Тест № 2 (ПТС). Заполните бланк записи общих результатов.

Творчество - явление загадочное. К определению и измерению творчества специалисты подходят по-разному. Американский ученый доктор Пол Торранс, эксперт по вопросам творчества, выделил в творческом процессе четыре характеристики:

  • скорость - как много идеи вы выдвигаете;

  • гибкость - как много разновидностей идей вы выдвигаете;

  • оригинальность - ваши это идеи или заимствованные;

  • разработанность - насколько детализированы ваши идеи.

Можно воспользоваться этими характеристиками, чтобы определить, насколько творческой личностью вы являетесь. Результат может вас удивить!

Тест № 3 (Каковы ваши творческие способности). Заполните бланк записи общих результатов.

А теперь сравните свои ответы с ответами своих товарищей. Заставили ли вас их ответы посмотреть на изображенные предметы по-другому? Попробуем пройти этот же тест еще раз. Единственное условие: не предлагать те варианты, которые уже были предложены.

Изменилось ли ваше отношение к тому, что вы делаете? Каждый из вас попытался придумать что-то оригинальное. И пусть сегодня получилось не у всех. Главный вывод, который напрашивается - творческие способности можно, а значит и нужно, развивать.

III. Домашнее задание. Перечислите функции, которыми, по вашему мнению, управляет каждое из полушарий головного мозга

Приложение

Тест № 1 Кто вы по складу: "левополушарный" или "правополушарный?

1. Что более характеризует вас:

а) стремление к тому, чтобы все шло, как надо, держит меня в постоянном напряжении;

б) я спокойно позволяю всему идти своим чередом

2. Часто ли вы, находясь в мрачной местности, чувствуете себя расстроенным, подавленным:

а) нет

б) да

3. Что вас больше привлекает в музыке:

а) ритм

б) мелодия

4. Какой способ учебы вам нравится больше:

а) по книгам и лекциям

б) на практических занятиях

5. Какой из школьных предметов вам нравится больше

а) математика

б) ИЗО

6. Какие игры вам нравятся больше:

а) игры в слова

б) шахматы или шашки

7. Как вы покупаете вещи

а) если вещь нужна и не подходит по цене

б) просто покупаю и все

8. При покупках вы пересчитываете сдачу:

а) да

б) нет

9. Если вы что-то обдумываете, как вы это делаете:

а) по частям, а потом составляю все вместе

б) ответ приходит сразу, как будто ударило

10. Какие головоломки вам нравятся больше:

а) типа кроссвордов

б) типа мозаики

I1. Часто ли у вас бывают предчувствия:

а) никогда или почти никогда

б) часто

12. Что вы предпочитаете:

а) читать

б) смотреть телевизор

13. Как вам удается выражать свои чувства словами:

а) легко

б) с трудом

14. Если вы занимаетесь каким-либо видом спорта или играете на каком-либо инструменте, как вы
это делаете:

а) каждый день определенное время в определенный час

б) когда в настроении или есть для этого время

15. Вы собираетесь идти к приятелю, у которого никогда не были. Как вы будете выяснять дорогу?

а) спрошу и запишу названия улиц и ориентиры по дороге

б) спрошу адрес и сориентируюсь на местности

16. Какие материалы для одежды вы предпочитаете?

а) без особой фактуры (ситец, джине)

б) с богатой фактурой (бархат, замша)

17. Хорошая ли у вас память на лица?

а) нет

б) да

18.Хорошая ли у вас память на имена?

а) нет

б) да

19. Как вы относитесь к утверждениям о существовании экстрасенсов и т.п.:

а) глупости это все антинаучные

б) наука не состоянии объяснить, здесь следует разобраться

20. Ваши успехи в спорте лучше, чем в учебе:

а) нет

б) да

Обработка теста.

Подсчитайте, сколько у вас получилось ответов "а" (левополушарных) и ответов "б" (правополушарных).

  • 17 или более ответов "а" или "б" означает, что соответствующее полушарие у вас имеет сильный перевес.

  • 15 "а" или "б" означает, что соответствующее полушарие у вас имеет некоторый перевес.

По 10 или 11 "а" или "б" означает, что значение обоих полушарий у вас примерно одинаково.

 

Тест № 2. Определение показателя творческих способностей

Вам предлагается 10 характеристик способности к творчеству. Дайте себе оценку от 1 до 10 по каждой из них.

  • 10 значит, что ваше соответствие тому, что сказано, очень велико

  • от 9 до 6 значит, что соответствие значительное

  • 5 значит, что в данном смысле вы где-то на среднем уровне

  • от 4 до 2 значит, что ваш уровень по данному показателю ниже среднего

  • 1 значит, что это вам вообще не свойственно

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? Беспокоит вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения? Задаете ли вопросы? Сомневаетесь ли вы в очевидном?

  1. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? Заметили ли вы, что дом рядом со школой недавно покрасили? Что на магазине "Дары Сибири" появилась новая вывеска? Что одна из девочек в группе сделала новую прическу? Что в школе выходит уже не одна, а две ученические газеты.

  2. ВОСПРИНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧУЖИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем не согласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

  3. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ИЗМЕНИТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ? Легко ли вы воспринимаете новые идеи? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли вы принять их? Ищите ли вы новые идеи вместо того, чтобы придерживаться своих старых?

  4. УЧИТЕСЬ ЛИ ВЫ НА СВОИХ ОШИБКАХ? Можете ли вы осознать свою неудачу, не сдаваясь при этом? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

  5. ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СВОИМ ВООБРАЖЕНИЕМ? Говорите ли вы себе: "А что будет, если..."?

  6. ЗАМЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧЕРТЫ СХОДСТВА МЕЖДУ ВЕЩАМИ, КОТОРЫЕ, КАК КАЖЕТСЯ, НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО? (Например, что общего между растением в пустыне и упорным человеком?) Используете ли вы старые вещи новыми способами?

  7. ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В СЕБЯ? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

  8. СТАРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ ДАВАТЬ ОЦЕНКИ ДРУГИМ ЛЮДЯМ, ЧУЖИМ ИДЕЯМ, НОВЫМ СИТУАЦИЯМ? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

СКЛОННЫ ЛИ ВЫ НАХОДИТЬ В ЛЮБОМ ДЕЛЕ ИНТЕРЕС? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Обработка теста.

Подсчитайте набранные вами очки и определите свой Показатель Творческих Способностей (ПТС).

  • 80-100 очков - в творчестве вы гений

  • 60-80 очков - вы весьма творческая личность. Дайте выход своим творческим способностям. Это сделает вас счастливым на всю жизнь.

  • 40-60 очков - вы человек со средними творческими возможностями. Попробуйте развивать свои способности дальше.

  • 20-40 вы не столь творческая личность, как большинство окружающих вас людей. Вам необходимо найти способ развивать свои способности. Попробуйте начать с элементарных вещей: просыпаясь утром, старайтесь сразу отметить, что изменилось, например, в пейзаже за окном, или в вашей комнате, или в вас самих.

  • 10-20 очков - вы очень ленивый человек. Вам следует серьезно заняться собой.

Тест № 3. Каковы ваши творческие способности

Внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по вашему мнению, изображают? Чем еще они могут быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет. Время на решение теста - 5 минут.

А.

 

Б.

 

В.

 

Г.

 

Д.

Е.

 

1. Сколько всего идей пришло вам в голову при виде каждой из фигур?

А. Б. В. Г. Д. Е.

Сложите эти цифры, чтобы получить показатель скорости:

2. Сколько разновидностей идей пришло вам в голову? (Рассматривайте каждую разновидность как категорию).

Сложите эти оценки, чтобы получить показатель гибкости:

3. Сколько оригинальных идей пришло вам в голову? (Сравните ваши идеи с идеями ваших товарищей и вычеркните те из них, которые встретились более, чем у одного из участников). Поставьте себе по 1 баллу за оставшиеся в вашем списке идеи:
А. Б. В, Г. Д. Е.

Сложите результаты, чтобы получить показатель оригинальности:

4. Насколько разработаны идеи, которые приходят вам в голову* поставьте себе по 1 баллу за каждое прилагательное, наречие или глагол, которые вы употребили для описания своих идей?

А. Б. В. Г. Д. Е.

Сложите результаты, чтобы получить показатель разработанности:

Теперь сложите все суммы, чтобы получить Обобщенный Показатель Творческих Способностей

(ОПТС):

 

Определите свой творческий потенциал по шкале 1-10, где 1 соответствует не очень высокому потенциалу.

 

10

5

1

 

 

Занятие кружка по теме: Путешествие по игровым формам.

 

Егорова Татьяна Васильевна,

руководитель клуба интеллектуального

развития школы № 11

 

Цель: Развитие интеллектуально- творческих способностей детей через их участие в различных играх.

Задачи: создать особый эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательной активности,

способствовать развитию коммуникативных способностей,

формировать навык групповой работы в процессе освоения различных форм интеллектуальных игр.

Время:1,5-2 часа

Участники: ученики 7 класса

Оборудование: магнитофон с фонограммами легкой музыки, стулья по кругу, 2 стола для командной работы.

Ход занятия.

Все сидят в кругу.

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по различным игровым формам. В первой части путешествия вы познакомитесь с играми, которые направлены на повышение внимания, интеллектуальной активности и улучшение настроения. Во второй части занятия нас ждет командная работа, где мы продолжим осваивать игровые формы.

I) Разогревающие игры (психогимнастические упражнения, направленные на создание работоспособности)

1.Давайте говорить друг другу комплименты…(для положительного эмоционального настроя)

Все участники по кругу говорят соседу комплимент.

2. Мечты, мечты…(на сплочение групп)

Подумать в течение нескольких минут о том, как каждый видит свое будущее. Договориться со своей группой и изобразить мечты в сценке.

3.Длинный и короткий (на развитие логического мышления)

Педагог называет животное, ребята называют самую длинную или короткую часть тела этого животного.

  1. У зайца длинные ….(уши, задние ноги)

  2. У жирафа длинная…(шея)

  3. У кенгуру длинные (задние ноги)

  4. У цапли длинный (клюв, ноги)

  5. У обезьяны длинный (хвост)

  6. У слона длинный (хобот)

  7. У козы длинные (рога)

  8. У таракана длинные (усы)

  1. У зайца короткий (хвост)

  2. У свиньи короткая (шея)

  3. У кенгуру короткие (передние лапы)

  4. У слона короткий (хвост)

  5. У обезьяны короткий (нос)

  6. У козы короткий (хвост)

  7. У девочки короткая (юбка, челка)

4.Изобрази без предмета (на развитие воображения)

Каждый получает лист, на котором написано то, что ему следует изобразить. Остальные угадывают.

- вдевание нитки в иголку,

- пришивание пуговицы,

- перебрасывание с товарищем мячом,

- обрабатывание ногтей (маникюр),

- переливание воды из стакана в стакан,

- разрезание арбуза и поедание куска,

- съедание большого яблока,

- чтение трех страниц в книге,

- стирка белья,

- мытье окна,

- расчесывание перед зеркалом,

- сборы в дорогу.

5. Чистый лист (на развитие памяти).

По кругу передается чистый лист бумаги. Дети фантазируют о том, что может быть изображено на нем (предмет, как он изображен, какими красками, с каким настроением и пр.). Каждый описывает свой предмет, следующий описывает то, что услышал и добавляет один свой предмет. И так по кругу. Последний игрок повторяет все, воссоздавая картину полностью.

6. Поиск сравнений (на развитие воображения)

Педагог задает ситуацию или предмет, а игроки находят сравнения для него.

Например, зеркало сверкало в лунную ночь как…(как озеро, как экран телевизора, как белое платье девушки, идущей на первое свидание и т.д.)

Если вечером хочется спать, то подушка мягкая, как…..

Спускаясь на лыжах с высокой горы, чувствуешь себя, будто…..

7. Молекулы (игра для деления на команды).

Педагог: Вы все атомы, которые движутся хаотично, то разлетаясь в разные стороны, то собираясь в молекулы, клетки и организмы. Сейчас заиграет музыка и начнется ваше движение в пространстве. Потом я назову число, и такое количество атомов объединяются в молекулу, молекулы в клетки, а те в организмы.

Итак, музыка….

2 атома (все делятся на пары)

2 молекулы (объединяются 2 атома)

2 клетки (объединяются 2 молекулы)

2 организма (получились 2 команды для следующего блока занятия)

 

II) Интеллектуальная игра.

Ребята рассаживаются за 2 стола

Форма «вопрос - ответ» (дети отвечают на каждый вопрос и передают листочек в жюри, листочков столько же, сколько вопросов)

  1. Основное занятие Дуремара? (ловля пиявок)

  2. Лекарство, выписанное доктором коту Леопольду? (озверин)

  3. Может ли человек прыгнуть выше дома? (да, дома не прыгают)

  4. Что вдоль реки не ставят? (мосты)

  5. У четырехугольного стола отпилили один угол. Сколько углов у стола осталось? (5)

  6. Химик обнаружил, что некая реакция протекает в течение 80 минут, если он в пиджаке. Если же он без пиджака, то та же самая реакция идет за 1час 20 минут. Объясните это явление. (одинаковое время)

  7. Мистер Х попал под дождь. Он не взял с собой ни шляпы, ни зонта. Укрыться тоже было негде. Когда мистер Х вернулся домой, то с него лилась ручьями вода. Но ни один волос на его голове не промок. Как это удалось? (он лыс)

  8. Первый получил свое название, благодаря своим размерам, второй – из – за способности давать дополнительную информацию, третий прославился своим месторасположением, четвертый выступает инкогнито. Как именуется пятый? (мизинец)

Форма «пентагон» (5 подсказок, с каждой подсказкой уменьшается на 1 количество баллов, начисляемых команде за вопрос)

Угадайте сооружение: 5б. – попало в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая большая средневековая крепость,

4б. – оно похоже на здание министерства обороны США – имеет 5 углов,

3б. – подобное сооружение есть в Казани и Нижнем Новгороде,

2б. – название происходит от древнерусского «кромить»

1б. – на одной из его башен находятся кремлевские куранты.

(Ответ: Московский Кремль)

Угадайте символ: 5б – в одной из трактовок – это уши, рога и борода,

4б. – занимает промежуточное место между Давидом и сторонами света,

3б. – можно изобразить с помощью 5 одинаковых отрезков,

2б. - включен в состав многих гербов бывшего СССР,

1б. – украшает собой некоторые башни Кремля.

(Ответ: звезда)

Угадайте море: 5б. – оно находится на западе штилевой области тропика Рака,

4б. – Колумб, проплывая через него, увидел его похожим на бездонный затопленный луг,

3б. – оно – родина пресноводных угрей,

2б. – свое название оно получило благодаря зеленым водорослям, похожим на виноград сорта «сарагоса»,

1б. – оно находится в Атлантическом океане и не имеет берегов.

(Ответ: Саргассово море)

Угадайте существо: 5б. – в одной из восточных стран оно считается божеством воды и символом власти, покровительствующей земледелию,

4б. – к одной из систем законов Древней Греции это существо не имеет никакого отношения,

3б. – в детском мультфильме это существо работало фонарщиком,

2б. – это животное восточного гороскопа,

1б. – его родственник – Змей Горыныч.

(Ответ: Дракон)

Форма «найди лишнее» (на полосках бумаги перечислено что – либо, надо из перечисления убрать лишнее по какому – либо признаку).

  1. ШАР, КУБИК, АПЕЛЬСИН, ЯБЛОКО, МЯЧ (кубик, остальное - круглое)

  2. РОЗА, НАРЦИСС, ГВОЗДИКА, АСТРА, ПИОН, БЕРЕЗА (береза, остальное – цветы)

  3. КНИГА, ЖУРНАЛ, ГАЗЕТА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ (пенал, остальное - пресса)

  4. ПРОСТЫНЯ, ПЛАТЬЕ, ЗАНАВЕСКИ, СТОЛ, ФАРТУК (стол, остальное - тканевое).

Форма «угадай, что зашифровано рисунком» (нарисованы пословицы, их надо назвать)

Для того, чтобы можно было подвести итоги и сложить заработанные баллы, проводится игра – пантомима.

Форма «Покажи движение» (Показать движение – ассоциацию на услышанное слово)

Что делают

Движение

 

Что делают

Движение

Удочкой

ловят

 

кулаком

бьют

ручкой

пишут

 

пальцем

грозят

кисточкой

рисуют

 

утюгом

гладят

сердцем

любят

 

одеялом

укрываются

веником

метут

 

лекарством

лечат

тряпкой

моют, трут

 

ладошками

хлопают

глазами

смотрят

 

лопатой

роют

ушами

слушают

 

плугом

пашут

щеткой

чистят

 

дрелью

делают отверстие

расческой

расчесываются

 

иглой

шьют

крючком

вяжут

 

ножницами

стригут

ночами

спят

 

трактором

возят

ложкой

едят

 

пилой

пилят

косой

косят

 

ядом

травят

пылесосом

пылесосят

 

платком

машут

ножом

режут

 

капканом

ловят

топором

рубят

 

дровами

топят

серпом

жнут

 

краской

красят

 

 

Литература.

  1. В.И. Ильина. Игры, конкурсы, развлечения. «Учитель – АСТ», Волгоград – 1999.

  2. Я хочу провести тренинг. Омск – 2002.

  3. Е.И.Ромашкова. С новым учебным годом. Москва – 2002.

  4. Е. М. Аджиева. 50 сценариев классных часов. Москва – 2000.

  5. Н. А. Касаткина. Уроки знаний. «Учитель - АСТ», Волгоград – 2001.

 

онлайн фильмы