Рекомендации

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К ПЕРВОЙ ГОРОДСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ "ШЕСТОЙ ОКРУГ" 2016-2017 учебный год.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КО ВТОРОЙ ГОРОДСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ "ШЕСТОЙ ОКРУГ" 2016-2017 учебный год.

 

 

ВОПРОС – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ.

Семинар творческой лаборатории «Ступени успеха»

Юринова Е.И., зав. отделом ЦДОД «Эврика»

 

Креативность (от латинского - созидание) – творческие возможности человека – важнейший фактор одаренности. Это не критическое отношение к новому, а восприимчивость к новым идеям. Креативность – процесс появления чувствительности к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения проблем; поиска их решения; выдвижения гипотез, формулирования и сообщения результата. Игровая ситуация наиболее подходяща для развития креативности.

Важнейшая составляющая креативности – дивергентное мышление (от латинского – отклоняться, расходиться). Дивергентное мышление имеет 4 составляющих:

  • беглость мысли – количество идей за единицу времени,

  • гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую,

  • оригинальность – способность придумывать необычные идеи, которые отличаются от общепринятых,

  • способность к детальной разработке (точность) какой-либо идеи, сюжета; придание проекту завершенного вида.

Проблема развития и совершенствования мышления – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. В качестве вспомогательного пути можно рассмотреть специально организуемый игровой тренинг мышления. Игра помогает развивать различные составляющие мышления:

- высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение главного),

- высокий уровень активности, раскованности и плюралистичности мышления (продуцирование большого количества гипотез, установка на множественность вариантов решения, гибкость перехода от одной идеи к другой), свобода выражения нестандартных идей,

- высокий уровень организованности и целенаправленности мышления (выделение существенного в явлении, использование обобщенных схем анализа, осознание собственных способов мышления).

Игра дает возможность взаимообмена разными подходами к выполнению заданий – т.е. расширению мыслительного диапазона каждого.

 

Основой интеллектуальной игры является вопрос – задача.

Выделяется 3 разновидности:

  1. репродуктивный вопрос – опора на свойства памяти,

  2. развивающий вопрос – опора на свойства мышления (закрытая задача – с единственным правильным ответом),

  3. поисковый, исследовательский вопрос – применение знаний в нестандартной ситуации (открытая задача с неограниченным количеством возможных решений).

 

Требования к вопросу для командной интеллектуальной игры типа «Что? Где? Когда?».

  1. Точность и корректность.

Следует использовать проверенную информацию для формулировки вопроса, ссылка на литературу желательна. Если существует несколько версий, обязательно указать «по одной из версий»

  1. Однозначность ответа.

При формулировании вопроса надо сделать метку (добавочная информация), чтобы исключить все ответы, кроме нужного. Например, ответом на вопрос «Что надо все время бить, чтобы сделать еще выше?» может быть и спортивный рекорд, и сливки, и перина с подушкой.

  1. Опора на эрудицию и кругозор, а не чистые знания.

Последний президент Франции в Х1Х веке. (Лубе) – ответ требует чистых знаний и возможен только в случае их наличия.

  1. Краткость формулировки при достаточном объеме информации.

  2. Принцип Ворошилова: Неизвестное об известном. Необычное в обычном. Невероятное в очевидном.

 

ОШИБКИ игроков.

1. Невнимательное прослушивание вопроса.

2. Неумение воспринимать всю информацию целиком.

3. Стереотип мышления.

4. Малое количество версий – невозможность выйти на верный ответ.

5. Невнимательность к собственным ответам

 

РЕКОМЕНДАЦИИ составителям.

  1. Найдите интересный факт.

  2. Обдумайте его со всех сторон: что знаете еще об этом, поиграйте словами, найдите ассоциации.

  3. В игре участвуют вопросы, «берущиеся» легко, «неберущиеся» и «берущиеся» 50%Х50% в равном соотношении.

  4. Задайте вопрос кому-то. Если 2 скажут, что он тривиален, постарайтесь убрать часть информации, может быть его можно будет использовать для тренировки.

 

ПРИМЕРЫ.

1.Физик Ландау на вступительном экзамене задавал вопрос: продолжите ряд букв: О, Д, Т, Ч, П, …

Ответ: Ш,С,В,Д,Д,О и т.д. _ цифры по порядку

2. Запишите 275 буквами

Ответ: Стереотип: Двести семьдесят пять. Надо: ДСП

3. Можно ли так бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении?

Ответ: ДА: вверх или в гору.

  1. Гол как сокол. Ведь сокол – это птица с плотным и жестким оперением.

Ответ: Сокол – это стенобитное орудие.

6.Факт: Остров Монте – Кристо находится в том же Тосканском архипелаге, что и остров Эльба.

Возможные вопросы:

1. Крупнейший остров Тосканского архипелага – Эльба, вошел в историю благодаря Наполеону, а один из островов поменьше в этом же архипелаге прославил другой всем известный француз. Назовите остров и француза. Ответ: остров Монте-Кристо, писатель А. Дюма

2. Самым большим островом в Тосканском архипелаге является Эльба (вошел в историю благодаря Наполеону). А вот остров поменьше прославил другой всем известный француз. Благодаря ему, остров этот в нашем сознании тесно связан с человеком, чья фамилия вызывает у русских строго определенные ассоциации. С чем? Ответ: С убийством Пушкина Дантесом

(остров Монте-Кристо – Дюма – Эдмон Дантес – другой Дантес - Пушкин)

7.На языке хантов КЁТ – сердце, а СЭМ – рука. Переведите на русский язык слово «кётсэм».

Ответ: пульс.

8. Англичане называют это ленивой восьмеркой? Ответ: знак бесконечности.

 

 

Литература.

А.Гин. Приемы педагогической техники. М., 1999.

А.Савенков. Как воспитать маленького исследователя. М., 2001.

М. Нянковский. Неизвестное об известном. Ярославль, 1997.

Игра – дело серьезное. Авторы- составители Картавцева Е. и Животягина Л. Воронеж, 2000.

 

 

 

онлайн фильмы